12.02.2019 — СТАВКИ ОПЛАТЫ ЗАЩИТЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

На прошедшем 5 февраля 2019 г. Совете Федеральной палаты адвокатов президент ФПА РФ Юрий Пилипенко сообщил, что, согласно поступающей из субъектов РФ информации, есть регионы, где суды признают логичность и справедливость решения Совета ФПА РФ, которым с 1 января 2019 г. определены размеры вознаграждения адвоката в зависимости от сложности дела исходя из ставок, указанных в Постановлении № 1169, и начали выписывать документы на оплату в соответствии с этим решением.

Напомним, что Федеральная палата адвокатов РФ произвела вычисления на основе Порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. Этот документ утвержден совместным Приказом Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н и не претерпел изменений, связанных с принятием Постановления № 1169.

ФПА РФ применила используемый в нем подход пропорционального увеличения размеров вознаграждения адвоката из расчета одной трети от разницы между минимальным и максимальным пределами вознаграждения, установленными в Положении ‎о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240, действует в редакции Постановления № 1169; далее – Положение о возмещении процессуальных издержек). При этом учтено, что целью принятия Постановления № 1169 является увеличение размеров вознаграждения, которые не могут быть ниже размеров, установленных действующим Порядком.

По словам Юрия Пилипенко, на состоявшемся в Министерстве юстиции РФ совещании с участием государственных распорядителей бюджетных средств представители правоохранительных органов также признали обоснованность решения Совета ФПА РФ и согласились с примененной ФПА РФ методикой расчета.

Однако представитель Минфина России не подтвердил наличие в бюджете средств на повышение оплаты защиты по назначению (несмотря на прозвучавшее в ходе 446-го заседания Совета Федерации ФС РФ 23 ноября 2018 г. сообщение, что планы по реализации Постановления Правительства РФ № 1169 в бюджете на 2019 г. отражены) и сказал, что министерство намерено ожидать принятия нормативного акта, регламентирующего порядок расчета вознаграждения адвоката в зависимости от сложности уголовного дела исходя из ставок, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1169.

Министерством юстиции РФ разработан проект Постановления Правительства РФ, которым предлагается включить соответствующие нормы в Положение о возмещении процессуальных издержек. Как отметил президент ФПА РФ, содержащиеся в проекте цифровые значения полностью совпадают с указанными в решении Совета ФПА РФ. «Это свидетельствует о том, что мы нашли правильную методику расчета», – сказал он. Тем не менее существует риск, что за время, которое пройдет до принятия этого Постановления, «может возникнуть недопонимание между адвокатами и правоприменителями».

В связи с этим Юрий Пилипенко напомнил о неконструктивной позиции Министерства внутренних дел РФ – основного плательщика вознаграждения за участие адвокатов в уголовном судопроизводстве в порядке ст. 51 УПК РФ. Она сформулирована в письме, которое Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России направил руководителям территориальных органов министерства.

В данном письме сообщается, что до внесения изменений в действующий порядок выплаты вознаграждения необходимо осуществлять в соответствии с совместным Приказом Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н. Однако в нем не содержится ни указания на то, что размер вознаграждения следует рассчитывать исходя из зафиксированных в этом приказе ставок, ни указания на то, что руководствоваться нужно ставками, закрепленными в Постановлении Правительства № 1169. Таким образом, территориальные органы МВД могут по-разному трактовать данные Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России разъяснения.

Президент ФПА РФ информировал коллег, что, по имеющимся в ФПА РФ сведениям, в некоторых регионах представители МВД предлагают адвокатам соглашаться на вынесение постановлений на оплату на основе прежних ставок, обещая в дальнейшем компенсировать разницу. По его мнению, идти на это не следует, поскольку правовых оснований для последующей компенсации не будет.

Дискуссия на Совете ФПА РФ показала, что в целом, по словам Юрия Пилипенко, «ситуация не так уж плоха». Во многих регионах суды применяют или подход, изложенный в решении Совета ФПА РФ, или минимальную ставку, указанную в Постановлении № 1169, – 900 рублей за день участия в деле (по статистике последних лет, по минимальной ставке оплачивается участие адвокатов примерно в 80% дел по назначению). Эту же ставку используют, как сообщалось во время обсуждения, и региональные подразделения Следственного комитета России. Однако ситуация осложняется неконструктивной позицией МВД, которую многие территориальные органы министерства восприняли как основание для отказа в выплатах по новым ставкам.

Совет ФПА РФ рассмотрел вопрос о том, как действовать в случае, если в течение ближайшего времени не удастся получить от Министерства внутренних дел РФ подтверждение, что выплаты вознаграждения адвокатам в зависимости от сложности уголовного дела будут производиться на основе ставок, утвержденных Постановлением № 1169.

Принят за основу проект решения, рекомендующего адвокатам и региональным палатам в случае подобного развития событий исходить из того, что оплата защиты по назначению должна производиться по минимальной или максимальной дневным ставкам, указанным в Постановлении № 1169, то есть 900 руб. за день участия в обычном деле и 1550 руб. – в сложном.