Эссе Валерий Ходунов — Адвокатская палата Краснодарского края
d
Follow us
Image Alt

Адвокатская палата Краснодарского края

Эссе Валерий Ходунов

Ходунов Валерий Александрович

«Нравственные критерии и традиции российской адвокатуры»

В условиях требований к объему эссе не представляется возможным подробно и относительно полновесно раскрыть тему «нравственных критериев и традиций российской адвокатуры».

Вместе с тем вышеуказанная тема находится в тесной взаимосвязи с философией, правом как наукой и социальным явлением, психологией. Имеет отклик не только в российском адвокатском сообществе, но и у граждан нашей страны, взаимодействующих с адвокатами для отстаивания своих прав и законных интересов.

В связи с этим просим читателя о нисхождении в связи с краткостью изложения темы.

Статьей 1 принятого 31.01.2003г. первым Всероссийским съездом адвокатов «Кодекса профессиональной этики адвоката» закреплены правила поведения адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры.

Это первый в истории российской адвокатуры кодекс и принят он был, в том числе в целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской адвокатуры. Красной нитью в нем закреплена нравственная ответственность адвоката перед обществом. И именно кодексом устанавливаются обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии.

1. Проблема определения понятия нравственности в юридическом (правовом) значении не нова, вместе с тем, желая иметь большее понимание глубины вопроса, посвятим несколько строк развитию понятия нравственности в его юридическом аспекте.

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал, что нравственность является формой индивидуального сознания, в отличии от морали, которая, по его мнению, является формой общественно сознания.

Российская философская и юридическая мысль в трудах Анатолия Федоровича Кони объединяет понятие нравственности с понятием совести.

Владимир Сергеевич Соловьев считал право низшим пределом или определенным минимумом нравственности, в то время как нравственность – это «идеальное настроение», выражающееся из соответствующих действий применительно к определенному положению (ситуации).

Евгений Николаевич Трубецкой в содержание нравственности вкладывал правила и нормы, предписывающие осуществлять добро, независимо от того, имеют или не имеют эти предписания правовое значение.

Исходя из многообразия суждений о нравственности (как совести, добродетели), мы можем прийти к мнению о том, что взаимосвязь понятия нравственности с адвокатской деятельностью в первую очередь выражается в осуществлении адвокатом своих обязанностей, исходя в том числе из принципов (критериев): конфиденциальности, честности, правдивости, уважения, благожелательности, добропорядочности, профессионализма и добросовестности в исполнении принятых обязательств.

2. При обращении к вопросу традиций российской адвокатуры мы также не найдем ни единого подхода, ни единой формулировки термина ввиду постоянного развития философской мысли, права и общества.

В самом общем виде под традицией (лат. traditio) понимается передача духовных ценностей жизни от поколения к поколению.

С точки зрения юридической науки традиция представляет собой социально-правовое явление, преследующее целью передачу юридических качеств, правовой культуры, восстановления и развития нравственных состояний личности, регулирования поведения человека в обществе, а также способов его деятельности. Это социальный механизм передачи юридических навыков, умений, правовых знаний.

Традиции в системе организации и функционирования российской адвокатуры – это переходящие из поколения в поколение правила адвокатского сообщества, обеспечивающие эффективное действие норм нравственности, морали, обычаев и права, характеризующиеся признаками масштабности, сферы действия, времени существования и круга субъектов правовых отношений.

По нашему мнению, под традициями следует понимать не только давно устоявшиеся и неоднократно реализованные на практике правила адвокатского сообщества, но и вновь возникающие положительные для адвокатского сообщества и адвокатской деятельности явления.

Также возьмём на себя смелость выразить мысль, что традиции российской адвокатуры можно выделить в две основные группы, а именно:

1. Классические традиции;

2. Деятельностные традиции.

Исходя из содержания наименований групп, критерием деления по ним является их внешнее проявление и внутреннее содержание.

По нашему мнению, к классическим традициям относятся в том числе такие традиции, как: принесение присяги, ношение нагрудного знака российских адвокатов, награждения адвокатов, уважительное отношение к

противникам по делу и суду, ведение дел по праву бедности, выполнение обещаний, данных гражданам и должностным лицам.

К деятельностным традициям российской адвокатуры, в том числе относятся: правопреемственность, традиции ораторского искусства, традиции взаимоотношений с коллегами по профессии.

3. Считаем необходимым выразить мнение, что общая цель традиций российской адвокатуры сводится к повышению имиджа и доверия к адвокатскому сообществу как эффективному и благонадежному институту защиты прав и законных интересов нуждающихся в таковой защите лиц.

Вместе с тем, рассмотрение вопроса нравственных критериев и традиции российской адвокатуры обнажило неразрешимую в настоящий момент сложность, имеющую свое выражение в отсутствии кодифицированных понятий нравственных критериев и традиций российской адвокатуры.

Кодексом профессиональной этики адвоката не даны разъяснения, что именно относить к традициям российской адвокатуры и какими именно нравственными критериями необходимо руководствоваться в адвокатской деятельности. Отсутствие указанного может порождать и порождает большое количество споров и неоднозначностей в толкованиях, из этого следует отсутствие установленных и общепринятых адвокатским сообществом критериев определения соответствия адвокатом либо адвокатским сообществом принципам нравственности и (или) традициям российской адвокатуры.

Выше обозначенное обстоятельство порождает негативные последствия, которые значительно затрудняют деятельность адвокатского сообщества в целом и формирование мнения об адвокатах и адвокатской деятельности, в частности.

В связи с этим актуальность и значимость разрешения этого вопроса для российского адвокатского сообщества сложно переоценить.

По нашему мнению, успешное развитие российского адвокатского сообщества не представляется столь эффективным без кодифицированного определения критериев нравственности и традиций российской адвокатуры.