Разъяснение № 02/18 комиссии по этике и стандартам по вопросам применения п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 9 кодекса профессиональной этики адвоката
УТВЕРЖДЕНО
Решение Совета ФПА РФ от 16.02.2018 (Протокол № 1)
|
||
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА АДВОКАТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сивцев Вражек пер., д. 43 Москва, 119002 тел. (495) 787-28-35, факс (495) 787-28-36 е-mail: mail@fparf.ru, http://www.fparf.ru ___ № ______ О применении п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката
|
РАЗЪЯСНЕНИЕ № 02/18
Комиссии по этике и стандартам
по вопросам применения п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 9 Кодекса
профессиональной этики адвоката
В Комиссию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам поступили запросы Адвокатской палаты Смоленской области и Адвокатской палаты Московской области, касающиеся поведения адвокатов, умаляющего авторитет адвокатуры, но выходящего за рамки непосредственного оказания юридической помощи доверителю. В порядке пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает следующее разъяснение по вопросу применения пункта 2 статьи 5 и пункта 5 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
Отсутствие подробного регулирования указанных вопросов на уровне федерального законодательства вызвано необходимостью соблюдения принципов независимости и самоуправления адвокатуры, а также тем, что предполагается их более полное и четкое регулирование самим адвокатским сообществом (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1302-О-О).
В связи с этим регулирование рассматриваемых отношений нашло отражение в действующей редакции Кодекса профессиональной этики адвоката, который в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является актом делегированного законодательства.
Так, пункт 2 статьи 5 Кодекса профессиональной этики адвоката с учетом изменений, утвержденных VIII Всероссийским съездом адвокатов 20.04.2017, предусматривает, что адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре.
Пункт 5 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, утвержденный VIII Всероссийским съездом адвокатов 20.04.2017, содержит указание, что в любой ситуации, в том числе вне профессиональной деятельности, адвокат обязан сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней, при условии, что принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения.
Таким образом, поведение адвоката вне профессиональной деятельности, которое наносит ущерб авторитету адвокатуры или подрывает доверие к ней, может квалифицироваться органами адвокатского самоуправления в качестве нарушения правил профессиональной этики при условии, что принадлежность такого лица к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения.
Приведенное регулирование не содержит какой-либо неопределенности, исключающей правильное и единообразное применение указанных норм, и отвечает роли, месту и полномочиям адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов, действующего на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия.
Настоящее Разъяснение вступает в силу и становится обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети Интернет.
После вступления в силу настоящее Разъяснение подлежит опубликованию в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и в издании «Новая адвокатская газета».